Общественный консультативный Совет политических партий при МГД

По предложению Политической партии «Демократическая правовая Россия» Общественный консультативный Совет политических партий при Московской городской Думе рассмотрел вопрос о защите добросовестных приобретателей при предъявлении исков об изъятии квартир.
Инициатор темы и докладчик — Людмила Айвар — Председатель Московского отделения ПП «ДемПравРоссия».

На заседании были приглашены представители:
Департамента городского имущества;
Росреестра;
Московского городского суда;
Прокуратуры г. Москвы;
Уполномоченного по правам человека в г. Москве;
Заявитель в ЕСПЧ Гладышева С.М.,
Члены Движения «Центра защиты жилья и жилищных прав»;
Представитель от Правительства Москвы.

ПРОЕКТ Решения (рекомендую прочесть):

ПРОЕКТ
Внесён Заместителем Комиссии по вопросам законодательства
и государственного строительства
Общественного консультативного Совета при
Московской городской Думе
Председателем Московского городского отделения
политической партии «Демократическая правовая Россия»
д.ю.н. Áйвар Л.К.

РЕШЕНИЕ
Общественного консультативного совета политических партий при Московской городской думе
26 марта 2015 года город Москва

Рассмотрев вопрос о выселении в судебном порядке граждан (добросовестных приобретателей) из собственных жилых помещений по искам государственных органов, совет приходит к выводу о том, что он наиболее актуален в таком мегаполисе, как Москва, хотя и в масштабе страны стоит достаточно остро.
Устав города Москвы, Закон города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы» возлагает на Правительство Москвы полномочия по осуществлению защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечению исполнения на территории города Москвы Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, законодательства Российской Федерации и города Москвы, в том числе в жилищной сфере. Согласно ст. 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года № 49 «Об основах управления собственностью города Москвы» управление собственностью города Москвы должно быть направлено на создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения города Москвы, развитие экономики города Москвы и предпринимательства, повышение эффективности использования собственности города Москвы. Кроме того, при использовании предоставленных законодательством Российской Федерации прав, применяя законы, все органы и должностные лица, в соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации, должны в первую очередь руководствоваться интересами обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Как следует из анализа многочисленных обращений в различные инстанции и судебных документов, в ряде случаев жилые помещения из собственности города Москвы выбывали в результате приватизации, впоследствии признанной незаконной, то есть при заключении жилищными органами (в настоящее время Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы) договора передачи жилого помещения с лицом, предоставившим, например, подложные документы. Являясь участником сделки, жилищные органы от имени города Москвы выражали свою волю на отчуждение данного имущества из собственности города Москвы. Далее жильё приобреталось в собственность лицами, являющимися добросовестными приобретателями. При изъятии у них впоследствии жилья, иногда единственного, судебная практика не носит единообразного характера, и по однотипным ситуациям выносятся различные решения, причем в основном в пользу государственных органов.
В настоящее время в российском законодательстве отсутствует твердое правовое основание, которое гарантировало бы покупателю то, что его сделка является юридически чистой и в будущем он не будет лишен собственности. В законодательстве также отсутствует механизм эффективного восстановления права собственности граждан на недвижимое имущество, нарушенного государственными органами в связи с неправомерным изъятием этой собственности у граждан.
Страдают семьи, дети, престарелые граждане. Это негативно сказывается на общественно-политическом климате столицы.

Общественный консультативный Совет политических партий при Московской городской Думе РЕШИЛ:
1. Направить соответствующие обращения в Московскую городскую Думу, в адрес Мэра Москвы и Правительства Москвы о принятии комплекса мер, в частности:
о необходимости и целесообразности предъявления требований о возмещении ущерба городу Москве не к добросовестному приобретателю, а к виновному лицу, незаконным образом завладевшим имуществом и не имевшим права его отчуждать, т.е. за счет правонарушителей;
о необходимости внесения соответствующих изменений в документы соответствующих органов, осуществляющих приватизацию, в части регламентации проведения проверки документов, представляемых гражданами на приватизацию, что обусловлено необходимостью исключения оформления приватизации по подложным документам;
в случае поступления информации из правоохранительных органов о выбытии жилых помещений из собственности города Москвы при приватизации в результате хищения, соответствующие материалы направлять в Правительство Москвы для принятия взвешенного решения о необходимости обращения в суд от имени Правительства Москвы;
о проведении служебных расследований по всем случаям приватизации, признанной впоследствии недействительной, а при установлении нарушений со стороны сотрудников ДЖПиЖФ (Департамента городского имущества) направлять в установленном порядке данные в следственные органы.

2. Просить Мэра Москвы и Правительство Москвы взять рассмотрение обозначенной проблемы на контроль и принять должные меры общего характера, в том числе создать городскую комиссию по расследованию подобных ситуаций, учитывая значительное количество пострадавших пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, подлежащих выселению.
3. Просить Правительство Москвы приостановить предъявление исков данной категории до окончания проверки о причинах выявляемых нарушений при приватизации жилищного фонда.
4. Предложить Верховному Суду Российской Федерации на Пленуме Верховного суда РФ, в связи с неоднородной правоприменительной практикой, и трудностями, с которыми сталкиваются суды при разрешении вопросов по делам об истребовании имущества от добросовестных приобретателей, принять постановление и разъяснить судам правоприменение по делам, связанным с истребованием имущества у добросовестных приобретателей в пользу граждан, чья добросовестность не оспорена.
5. Обратить внимание Московского городского суда:
при рассмотрении судами общей юрисдикции дел указанной категории в приоритетном порядке применять положения Конституции Российской Федерации, постановление ЕСПЧ по делу «Гладышева против Российской Федерации», а также соответствующие постановления Верховного и Конституционного судов Российской Федерации, касающиеся пределов применения статьи 302 ГК РФ, а также провести обобщение судебной практики по делам, связанным с применением ст. 302 ГК РФ и сроков исковой давности применительно к данной статье, разработать соответствующие рекомендации для судов общей юрисдикции в целях выработки единой концепции деятельности судов в аналогичных ситуациях при сходных обстоятельствах и предупреждения возможных судебных ошибок.
6. Просить Прокуратуру города Москвы, а также нижестоящих прокуроров, при участии в судах по обозначенной категории дел (все такие дела связаны с выселением без предоставления иного жилого помещения) устранить пассивную позицию прокуратуры, более полно и детально изучать обстоятельства дела и при предоставлении в суды прокурорских заключений, в первую очередь, руководствоваться Конституцией Российской Федерации, международными и иными актами по правам человека, в соответствии с которыми человек является высшей ценностью.
7. Направить соответствующие обращения и рекомендации по данному решению в органы и инстанции, обозначенные в данном решении (отв. Айвар Л.К.).
8. Контроль исполнения решения возложить на комиссию по вопросам законодательства и государственного строительства Совета.