Эксперты поддержали требование Президента РФ Владимира Путина перестать прятать камеры от водителей на опасных участках дорог. По их мнению, фиксирующие средства должны быть видимыми, чтобы играть профилактическую роль нарушений ПДД, а не являться способом пополнения местного бюджета за счет штрафов.
«Я абсолютно поддерживаю это предложение. Камера, которая фиксирует нарушения ПДД, должна играть профилактическую роль, а не использоваться как нажива или способ пополнения местного бюджета. Задача органов ГИБДД — обеспечить безопасность на дорогах. Водители должны знать, где стоит камера и заранее сознательно снижать скорость», — считает адвокат Алексей Михальчик.
Первоначальной целью установки камер на дорогах являлась необходимость снизить количество ДТП, однако вскоре на первый план вышли вопросы заработка и личные интересы групп людей, отмечает адвокат Алексей Мельников. Как рассказал эксперт, в Москве имеются так называемые «золотые» камеры, которые удачно спрятаны и способны за один год приносить миллионные доходы.
«Ситуация усугубляется тем, что на рынок по установке камер выходят частные лица, которые тоже на этом зарабатывают, особенно в регионах. Но задача нормы изначально была в том, чтобы не спрятать камеру с целью получения дохода, а чтобы сократить количество нарушений. В связи с этим открытое расположение камеры приводит к максимальному эффекту. Аналогичная ситуация обстоит и с дорожными инспекторами: они прячутся в кустах и фиксируют большое количество нарушений. А когда они стоят открыто, водители это учитывают и снижают скорость. Поэтому здесь вопрос: что важнее — количество «палок» у инспектора или снижение аварийности?» — прокомментировал ситуацию Мельников.
Адвокат Людмила Айвар также согласна с тем, что водители должны быть предупреждены о нахождении камеры на том или ином участке дороги. Случаи, когда камеры спрятаны, эксперт назвала провокациями правонарушений, которые ведут к обратному эффекту. По ее мнению, данную систему фиксации необходимо превратить в механизм дисциплинирования правонарушителей.
«Мы же не ставим запрещающие знаки или камеры фиксации скорости с целью, чтобы поймать правонарушителя и содрать с него побольше денег. Камеры дисциплинируют, и автолюбитель, зная, в каком месте стоит камера, снижает скорость и соблюдает ПДД. Безусловно, камер должно быть больше, и они должны быть видимыми. Как показала правоприменительная практика по введению платных парковок, это работает. Люди перестали парковаться на газонах и тротуарах, — ситуация улучшилась», — пояснила Айвар.
Как заметил адвокат коллегии адвокатов Москвы «Барщевский и Партнеры» Андрей Цибульский, на российских дорогах намного больше добросовестных водителей, чем злостных нарушителей. Согласившись с позицией президента, он добавил, что любой механизм, разъясняющий или предупреждающий участника отношений о наличии ограничений, эффективнее наказания.
«Предложение главы государства можно только приветствовать. Для решения задачи сокращения аварийности предупреждение о наличии опасного участка намного эффективнее, чем простая фиксация нарушений и привлечение к ответственности. Открытое расположение камер побудит многих водителей соблюдать правила», — заключил Цибульский