Эксперты дали советы, как противостоять буллингу
Соня Бакланова из Новосибирска и Стивен Мухаметзянов из Казани — герои. Жертвы травли, они нашли в себе силы не только выйти в прямой эфир акции «Стоп, травля!». Они постояли за себя. Соня, которой в школе группа детей сломала руку, отстояла свою правоту и перевелась в другую школу, нашла друзей. А Стивен, его задирали дети из соседних классов, не ушел из школы. «У меня здесь друзья», — заявил он.
— Буллинг — групповое преследование, часто построенное на принципах стаи — «свой — чужой», — считает руководитель Центра по работе со школами примирения Москвы Елена Женодарова. — Опыт Сони и Стивена показывает, что детей надо учить примирительной философии, искать точки мира. Одна из них — не нарушать границы другого человека.
С ней согласна Уполномоченный по правам ребенка в Москве Ольга Ярославская. Она считает, что у школ примирения, создаваемых в стране, есть ресурс. «Важно как азбуке учить ребенка понятию личного пространства, уважения к другой национальности, вере, непохожести с ним, — говорит она. — В школе надо вырабатывать алгоритм вписывания в нее новенького. У учителя должна быть памятка и для новенького, и для его семьи, и для детей. Это и есть философия примирения». Правда, как признает советник Уполномоченного по правам ребенка при президенте России Роман Чуприков, есть ситуации психологического и физического насилия, когда родители или ребенок не хотят мириться. И тут школа примирения способна предложить «золотую середину» — работу с органами профилактики школ примирения. С этой целью разработана «Карта действий» региональных уполномоченных по правам ребенка, куда могут обратиться родители. Например, когда руководство школ просит «не выносить сор из избы» или отказывает в защите ребенка. Ведь картина с буллингом сложная: по данным ВЦИОМ, в школе с травлей сталкивались 38% учащихся, в вузе (колледже) — 13%, в компаниях — 12%, в интернете — 7%.
— С травлей нужно бороться от противного, — говорит адвокат Людмила Айвар, — создавать в командах комфортную среду, пресекать попытки разделения на лагеря. Буллинг может иметь разные обличия, но чаще он маскирует свою неуверенность и стремление завоевать авторитет. Это надо использовать в плюс. И тут у школ примирения широкое поле для работы.
Айвар убеждена, что к судебным искам в случае с детьми «стоит прибегать в последнюю очередь. Они травмируют детей».