Стратегия 23-30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2022 г. N 4356-р

  1. Утвердить прилагаемую Национальную стратегию действий в интересах женщин на 2023 — 2030 годы (далее — Стратегия).
  2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области улучшения положения женщин.
  3. Минтруду России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок разработать и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации в 2023 — 2026 годах I этапа Стратегии.
  4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при решении задач в области улучшения положения женщин.

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

 

 

Утверждена

распоряжением Правительства

Российской Федерации

от 29 декабря 2022 г. N 4356-р

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ЖЕНЩИН НА 2023 — 2030 ГОДЫ

I. Общие положения

 

Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2023 — 2030 годы (далее — Стратегия) является основополагающим документом, определяющим основные направления государственной политики в интересах женщин на среднесрочный период. Стратегия направлена на консолидацию усилий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, делового сообщества, некоммерческих организаций и граждан Российской Федерации по обеспечению принципа равных прав и свобод мужчин и женщин и созданию равных возможностей для их реализации.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, и иные документы стратегического планирования.

 

II. Оценка и изменение положения женщин в Российской Федерации

По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2022 года в Российской Федерации проживали 145,6 млн. человек, из них 77,9 млн. составляли женщины. Это более половины населения страны.

Российские женщины отличаются высоким уровнем образования и экономической активности. Более половины граждан, имеющих высшее образование, — женщины (55 процентов). Среди высококвалифицированных научных работников женщины составляют значительную часть (28,3 процента среди докторов наук и 43,4 процента среди кандидатов наук). В 2021 году доля занятых женщин в общей численности занятого населения составила 48,6 процента.

Около 30 процентов организаций, являющихся субъектами малого и среднего бизнеса, возглавляют женщины. Наибольшее представительство женщин-предпринимателей характерно для сферы социальных и образовательных услуг. Доля женского предпринимательства в социальной сфере достигает 90 процентов, в сфере услуг — 58 процентов. Женщинами реализуются проекты в сферах дошкольного и дополнительного образования, культуры, оказания социальных и иных общественно полезных услуг.

Среди самозанятых женщины составляют 40 процентов. С целью поддержки самозанятых граждан расширяется практика применения государственной социальной помощи на основании социального контракта. Более чем в 4 раза увеличилось количество заключенных социальных контрактов (2021 год — 282,1 тыс. заключенных социальных контрактов). В приоритетном порядке государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается семьям с детьми. С 2020 года программа социальных контрактов осуществляется при софинансировании за счет средств федерального бюджета.

Женщины активно участвуют в общественно-политической жизни, в государственном управлении.

С 2016 года доля женщин, замещающих должности гражданской службы в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти, за последние 5 лет увеличилась на 2,5 процентных пункта (2021 год — 59,4 процента), доля женщин среди государственных гражданских служащих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации — на 4,7 процентных пункта (2021 год — 74,2 процента).

Доля женщин в категории «руководители» в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти увеличилась на 5,3 процентных пункта и составляет почти 40 процентов общего числа руководителей (2021 год — 1,2 тыс. женщин). Среди государственных гражданских служащих исполнительных органов субъектов Российской Федерации доля женщин, замещающих должности категории «руководители», увеличилась на 2 процентных пункта (2021 год — 61 процент, 25,3 тыс. женщин).

Доля женщин среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации увеличилась на 2,7 процентных пункта (2021 год — 16,3 процента), доля женщин среди членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации — на 3 процентных пункта (2021 год — 19,5 процента).

Несмотря на определенное улучшение, дисбаланс в представленности женщин на уровне принятия решений сохраняется.

В целом в Российской Федерации женщины ориентированы на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей.

В группе «руководители» в соответствии с общероссийским классификатором занятий доля женщин-руководителей составляет 46,2 процента (2021 год). Вместе с тем женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в сфере экономики. Женщины составляют абсолютное большинство в отраслях, в которых заработная плата ниже средней по экономике (2021 год — доля женщин, занятых в области образования, составляла 82,4 процента, в области здравоохранения и социальных услуг — 79,8 процента, в гостиничном бизнесе и общественном питании — 73,5 процента и в торговле — 61,6 процента).

Сохраняются барьеры занятости для женщин, обусловленные стереотипными представлениями о социальных ролях мужчин и женщин. Женщины имеют высокую бытовую нагрузку, в том числе по уходу за детьми и иными членами семьи, полностью или частично лишенными способности к самообслуживанию.

По опросам Федеральной службы государственной статистики, работающие женщины тратят на ведение домашнего хозяйства на 1,5 — 2 часа, или в 2 — 2,5 раза, больше времени, чем мужчины. Это создает трудности в совмещении женщинами семейных обязанностей и трудовой деятельности.

При высоком уровне образования и занятости разрыв в заработной плате женщин и мужчин в среднем по экономике практически не меняется и сохраняется на высоком уровне (28 процентов).

В настоящее время на корпоративном уровне формируется практика обеспечения равенства возможностей для мужчин и женщин. Компании реализуют специальные программы по развитию лидерства своих сотрудниц, ставят цели повышения доли женщин в правлении компаний. Проводится внутренний аудит распределения заработной платы и премий между мужчинами и женщинами с целью соблюдения принципа «равная оплата за труд равной сложности и интенсивности». Предусмотрены программы психологической поддержки женщин при выходе на работу после отпуска по уходу за ребенком и программы профессионального развития, работы по гибкому графику для этой категории женщин.

В целях повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда и создания условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей с трудовой деятельностью женщинам, имеющим детей дошкольного возраста, предоставлена возможность пройти профессиональное обучение. С 2020 года расширены категории женщин, для которых организуется профессиональное обучение и предоставляется возможность получения дополнительного профессионального образования.

Практически обеспечена стопроцентная доступность мест в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях. Так, по данным федеральной информационной системы доступности дошкольного образования, по состоянию на 1 января 2022 г. доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составила 96,13 процента, для детей в возрасте от 3 до 7 лет — 99,58 процента.

Это способствовало росту занятости женщин, имеющих детей. Уровень занятости женщин в возрасте 20 — 49 лет, имеющих детей в возрасте до 6 лет, увеличился на 2 процентных пункта (2021 год — 67,8 процента), в возрасте до 18 лет — увеличился на 1,9 процентных пункта (2021 год — 80,2 процента). Уровень занятости женщин, имеющих одного ребенка, увеличился на 1,9 процентных пункта (2021 год — 84,6 процента), имеющих двух детей, — на 2,2 процентных пункта (2021 год — 77,5 процента). Вместе с тем сохраняются ограничения в получении услуг дошкольного образования, связанные с территориальной доступностью и графиком работы организаций.

Снижены ограничения по видам работ, на которых женщины могут осуществлять свою трудовую деятельность. Перечень производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин, сокращен в 4 раза (с 456 до 100 позиций). При пересмотре перечня учитывались факторы, опасные для репродуктивного здоровья женщин, влияющие на здоровье будущего поколения и имеющие отдаленные последствия. Численность женщин, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в 2021 году составила 912,9 тыс. человек (на 15,7 процента меньше по сравнению с 2016 годом). Численность женщин, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом, в 2021 году составила 6,5 тыс. человек (на 19,7 процента меньше по сравнению с 2016 годом). Вместе с тем, несмотря на положительную динамику снижения численности женщин, пострадавших на производстве, не везде созданы безопасные условия труда.

Некоторые улучшения отмечаются в области женского здоровья.

Ожидаемая продолжительность жизни женщин увеличилась более чем на год и достигла в 2019 году 78,2 года. Разрыв в продолжительности жизни городских и сельских женщин сократился с 1,3 года до 0,8 года в 2021 году. Материнская смертность снизилась с 10 случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми, в 2016 году и до 9 случаев в 2019 году. Тем не менее в связи с эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, ожидаемая продолжительность жизни женщин снизилась до 74,5 года в 2021 году, материнская смертность увеличилась до 34,5 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми.

По данным федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов», за последние 4 года численность женщин-инвалидов сократилась на 643,3 тыс. человек (2021 год — 5,9 млн. человек). По данным федерального статистического наблюдения, численность женщин, впервые признанных инвалидами, сократилась на 54,1 тыс. человек (2021 год — 254,4 тыс. человек).

На 33 процента снизилось число женщин, которым поставлен диагноз «бесплодие» (в 2020 году этот диагноз поставлен впервые 63 тыс. женщин), на 30 процентов снизился уровень распространенности данного заболевания (2020 год — 196 случаев на 100 тыс. женщин в возрасте 18 — 49 лет).

В 2020 году зарегистрировано 300 тыс. случаев онкологических заболеваний у женщин, из них 21,6 процента — раком молочной железы. Численность женщин с диагностированным раком молочной железы уменьшилась на 2,4 процента (2020 год — 65 тыс. женщин, или 82,8 случая на 100 тыс. женщин).

Оказание медико-социальной помощи женщинам, доабортное консультирование беременных женщин, повышение уровня репродуктивной культуры населения способствует стабильному снижению абортов. В целях увеличения материальной поддержки женщин в период беременности введена ежемесячная выплата женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до 12 недель). С целью сохранения репродуктивного здоровья мужчин и женщин и повышения репродуктивного потенциала нации с 2022 года реализуется пилотный проект «Репродуктивное здоровье». Абсолютное число абортов снизилось на 38,1 процента (2021 год — 517,7 тыс. абортов), число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 — 49 лет снизилось на 37,5 процента (2021 год — 15 случаев).

На 1 января 2022 г. женщины в возрасте 65 лет и старше составили 66 процентов населения этого возраста. Они в большей степени, чем мужчины, вовлекаются в проекты, направленные на повышение качества жизни граждан пожилого возраста. Всеми субъектами Российской Федерации приняты региональные программы, направленные на повышение качества жизни пожилых людей, укрепление их здоровья, увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни. С 2018 года реализуется пилотный проект по внедрению системы долговременного ухода. С 2021 года в регионах запущена программа по профилактике когнитивных расстройств у пожилых пациентов, направленная на ранее выявление болезней и своевременное оказание необходимой медицинской помощи. С 2019 года активно формируется инфраструктура гериатрической службы — трехуровневая система медицинской помощи гражданам старшего поколения. За последние 5 лет количество геронтологических коек выросло почти в 4 раза (2021 год — 7,4 тыс. коек), число гериатрических кабинетов увеличилось в 5,5 раза (2021 год — 1,3 тыс. кабинетов). В 74 субъектах Российской Федерации создано 75 гериатрических центров для осуществления координации и методической поддержки развития гериатрической службы в регионах, а также осуществления медицинской деятельности.

Социальное неблагополучие женщин охватывает широкий спектр жизненных ситуаций, которые включают значительное снижение дохода, потерю работы, ухудшение здоровья, внутрисемейные и бытовые конфликты, насилие в отношении женщин.

Женщины составляют 49,4 процента безработных. За последние 5 лет на 0,8 процентных пункта (2021 год — 4,9 процента) снизился уровень безработицы среди женщин, в том числе проживающих в городах, — на 0,3 процентных пункта (2021 год — 4,3 процента), проживающих в сельской местности, — на 2,5 процентных пункта (2021 год — 7,1 процента). Численность безработных женщин сократилась на 1 процент (2021 год — 1,8 млн. женщин). Среднее время поиска работы безработными женщинами снизилось на 3 процента (2021 год — 6,9 месяца). Вместе с тем уровень безработицы и время поиска работы у женщин по-прежнему выше, чем у мужчин. Среди безработных женщин на 1,5 процентных пункта выросла доля женщин с высшим образованием (2021 год — 26,4 процента числа безработных женщин).

Риск попадания в число бедных для женщин, в том числе для одиноких матерей с детьми, остается высоким.

В целях улучшения материального положения женщин, имеющих детей, существенно расширен перечень мер государственной поддержки, направленных на снижение риска возникновения бедности при рождении ребенка (ежемесячная денежная выплата на первого и второго ребенка до достижения ребенком возраста 3 лет, ежемесячные денежные выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 17 лет, налоговые льготы, льготная ипотека). С 1 января 2023 г. вводится ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка с единым подходом к назначению и осуществлению ежемесячной выплаты на ребенка до достижения им возраста 17 лет включительно и беременным женщинам, которое объединит в себе ряд действующих мер социальной поддержки.

Наблюдается тенденция постепенного снижения количества преступлений против жизни и здоровья (2019 год — 102 тыс. преступлений, 2021 год — 98 тыс. преступлений). Почти в 2 раза уменьшилась доля потерпевших (женщин) в результате преступлений против жизни и здоровья, совершенных в отношении члена семьи (2021 год — 12,6 тыс. женщин).

Женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пострадавшим от семейного, психофизического насилия, предоставляются социальные услуги в организациях социального обслуживания, в том числе в кризисных центрах для женщин. В систему социального обслуживания входят организации социального обслуживания, предназначенные для временного проживания. Подобную помощь оказывают также и некоммерческие организации.

В течение последних 5 лет на 7 процентов сократилось число женщин, совершивших преступления (2021 год — 137,7 тыс. женщин). Число женщин, осужденных по статьям, связанным с убийством человека, сократилось на 24 процента (2021 год — 6,5 тыс. женщин), по статье, связанной с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, — на 58 процентов (2021 год — 1,8 тыс. женщин).

С целью совершенствования и либерализации законодательства Российской Федерации в отношении женщин, в том числе женщин, имеющих детей, находящихся в местах лишения свободы за совершение нетяжких преступлений, внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, направленные на улучшение положения осужденных беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.

Достижению улучшения положения женщин за последние 5 лет способствовали мероприятия, осуществляемые в рамках таких стратегических и концептуальных документов, национальных проектов и государственных программ в сфере экономики, образования, занятости, здравоохранения, социальной поддержки граждан, как Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 — 2022 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 марта 2017 г. N 410-р, а также национальные проекты «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

 

III. Цели, основные направления и задачи государственной политики по обеспечению интересов женщин

Целями Стратегии являются обеспечение реализации принципа равных прав и свобод мужчин и женщин, создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни и повышение экономической независимости, политической активности и возможностей самореализации женщин.

Достижение цели Стратегии осуществляется в рамках следующих основных направлений деятельности:

укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны. Создание условий для развития их гражданской активности;

повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни;

расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики;

сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества;

профилактика социального неблагополучия женщин.

Реализация направления «Укрепление позиций женщин в общественно-политической жизни страны. Создание условий для развития их гражданской активности» предполагает решение следующих задач:

обеспечение возможностей для увеличения представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти всех уровней и органах местного самоуправления;

расширение участия женщин в работе политических партий, увеличение их численности в руководящих партийных органах, формирование у женщин интереса к активной политической деятельности;

создание условий для участия женщин в развитии институтов гражданского общества — выдвижение женщин на лидерские позиции в вопросах государственной политики по поддержке некоммерческого сектора, поощрение социальных инициатив, реализуемых в интересах женщин социально ответственным бизнесом;

включение женщин в сферу инициативного бюджетирования;

поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности женщин;

развитие интереса у женщин к вопросам международной жизни путем вовлечения в международное гуманитарное сотрудничество, народную и детскую дипломатию, расширения представительства в международных организациях и объединениях;

увеличение образовательных и просветительских программ женского лидерства, направленных на активизацию гражданской позиции;

популяризация образа женщины-лидера, успешно реализующей свои деловые качества, творческий потенциал в общественно-политической жизни.

Реализация направления «Повышение роли женщин в развитии общества, улучшение качества их жизни» предполагает решение следующих задач:

создание условий для получения женщинами профессионального образования, повышения и подтверждения квалификации в области экономики, предоставляющих широкие возможности для трудоустройства, в том числе на высокооплачиваемые рабочие места;

формирование у девочек и женщин в образовательных организациях, в том числе в организациях профессионального образования, мотивации к овладению техническими и технологическими профессиями и специальностями, а также к работе по полученной профессии, специальности;

создание условий для выявления и развития талантов девочек и женщин;

формирование и распространение программ повышения цифровой и финансовой грамотности женщин и девочек, в том числе в области инвестиций;

формирование системы непрерывного образования, повышения квалификации, обновления профессиональных знаний женщин на протяжении всей трудовой жизни;

расширение сфер экономики с участием женщин;

преодоление профессиональной сегрегации и расширение доступа женщин к руководящим должностям;

сокращение дифференциации в оплате труда мужчин и женщин;

создание условий для повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда;

применение гибких форм занятости, в том числе дистанционной занятости;

расширение доступа женщин к финансовым инструментам, информационным и технологическим ресурсам;

поддержка женщин в сфере малого и среднего предпринимательства, в том числе социального предпринимательства;

реализация программ дополнительного профессионального образования женщин-предпринимателей, самозанятых женщин;

создание и реализация программ поощрения компаний, активно реализующих программы поддержки работающих женщин с детьми, карьерного продвижения женщин;

продвижение корпоративных программ социальной ответственности, направленных на создание равных возможностей мужчин и женщин при найме на работу, включение женщин в кадровый резерв, назначение их на позиции принятия стратегических решений, а также на реализацию специальных программ по поддержке работающих родителей;

создание условий для сохранения традиционных семейных ценностей и достижения баланса между обязательствами в частной жизни и в деловой сфере в целях повышения качества жизни женщин;

развитие инфраструктуры ухода и присмотра за детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также за членами семьи, полностью или частично лишенными способности к самообслуживанию;

развитие модели «Школа полного дня» на основе интеграции урочной и внеурочной деятельности обучающихся, дополнительных образовательных программ, включая пребывание в группах продленного дня, и ее внедрение в деятельность общеобразовательных организаций;

развитие системы государственной поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей;

создание и распространение семейных образовательных программ и мероприятий, направленных на развитие семейных ценностей и навыков межпоколенческой коммуникации;

расширение участия женщин в национальных и международных проектах в области экологии, социальной политики и корпоративного управления.

Реализация направления «Расширение участия женщин в приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, включая формирование новых точек роста экономики» предполагает решение следующих задач:

интеграция женщин в цифровую экономику;

расширение участия женщин в высокотехнологичных отраслях;

формирование инновационных моделей образования для молодежи в современной образовательной среде;

развитие естественных и математических наук, привлечение женщин к приобретению технических знаний и навыков, необходимых в цифровой экономике;

популяризация технических и технологических профессий и специальностей и повышение интереса к точным наукам среди девочек и женщин;

продвижение женщин-ученых;

интеграция женщин в перспективные направления креативных индустрий — информационные технологии, медиа и иные высокотехнологичные сферы творческого предпринимательства;

популяризация женского технологического предпринимательства;

поддержка проектов женщин по развитию «зеленой ресурсосберегающей экономики»;

поддержка проектов женщин по развитию биотехнологий и других высокотехнологичных здоровьесберегающих ресурсов;

продвижение женских предпринимательских, производственных инициатив и научных обменов на международном уровне;

развитие международной кооперации женщин, расширение участия женщин-предпринимателей в экспортной деятельности и обеспечение их доступа к международным рынкам сбыта.

Реализация направления «Сохранение здоровья женщин всех возрастов. Создание условий для повышения роли женщин в формировании здорового общества» предполагает решение следующих задач:

формирование у женщин с раннего детства ценности здоровья и ответственного отношения к своему здоровью, поддержка данной ценности на всех этапах жизни женщины;

формирование у женщин и девочек приверженности к ведению здорового образа жизни посредством разработки и реализации программ, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни, повышение уровня грамотности женщин и девочек в вопросах здоровья, в том числе в рамках дошкольного, начального общего, основного общего, среднего профессионального и высшего образования и на рабочих местах, а также посредством формирования мотивации для ведения здорового образа жизни;

обеспечение доступа женщин к полной, достоверной и понятной информации о профилактике заболеваний и ведению здорового образа жизни;

стимулирование и поддержка участия женщин со средним и высшим медицинским образованием в формировании здорового образа жизни;

приоритизация программ профилактики и раннего выявления хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний среди женщин и девочек, развитие и совершенствование программ профилактических осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения женщин и девочек, программ, направленных на снижение рисков для здоровья женщин и девочек;

профилактика нарушений репродуктивного здоровья и развитие системы охраны репродуктивного здоровья;

повышение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, включая охрану репродуктивного здоровья, независимо от места проживания;

обеспечение медико-социальной поддержки беременных женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказание помощи женщинам в ситуации репродуктивного выбора, включая социальное сопровождение, предоставление социально-медицинских, социально-психологических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг;

поддержка инноваций в фармакологии и биотехнологиях, направленных на повышение длительности здоровой жизни, в том числе международный обмен опытом в области технологий активного долголетия с учетом особенностей здоровья женщин;

внедрение программ, направленных на предупреждение у женщин преждевременного старения, гериатрических синдромов;

развитие программ активного долголетия, направленных в том числе на укрепление практик здорового образа жизни среди женщин старшего поколения и создание соответствующей инфраструктуры и комфортной среды проживания;

формирование системы долговременного ухода и совершенствование программ оказания женщинам гериатрической помощи;

интеграция женщин старшего поколения в жизнь общества;

стимулирование разработки и производства специализированных диетических продуктов питания, инновационных товаров для женщин, включая медицинские изделия, учитывающие специфику женщин старшего возраста.

Реализация направления «Профилактика социального неблагополучия женщин» предполагает решение следующих задач:

развитие системы профилактики социального неблагополучия женщин;

расширение механизмов поддержки женщин, оказавшихся в ситуации социального неблагополучия, и выхода из нее;

совершенствование мер поддержки женщин в преодолении бытовых, экономических и психологических трудностей;

оказание содействия организациям, предоставляющим женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, психологическую, социальную и иную поддержку;

развитие сети центров социальной адаптации для проживания женщин, в том числе старшего возраста, подвергнувшимся домашнему насилию, и организации медико-социальной и психологической реабилитации пострадавших;

методическое обеспечение работы организаций социального обслуживания по реабилитации женщин, в том числе старшего возраста, подвергшихся жестокому обращению;

противодействие жестокому обращению с женщинами разных возрастов, формирование общественного мнения о недопустимости жестокого обращения с женщинами путем проведения информационных кампаний и расширения каналов эффективных коммуникаций;

профилактика преступлений против жизни и здоровья женщин;

информирование женщин о способах защиты от наиболее распространенных правонарушений, совершаемых в отношении женщин;

совершенствование и развитие образовательной и профессионально ориентированной работы среди женщин, находящихся в местах лишения свободы, с целью обучения женщин профессиям, востребованным на рынке труда;

развитие механизмов межведомственного взаимодействия на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в целях профилактики социального неблагополучия и насилия в отношении женщин;

развитие взаимодействия органов государственной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций в целях профилактики социального неблагополучия и насилия в отношении женщин;

совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере профилактики насилия в отношении женщин, включая насилие в семье, преследование, сексуальные домогательства на работе, сексуализированное насилие;

развитие системы мониторинга проблемы насилия в отношении женщин, включая улучшение качества сбора статистических данных и их анализа.

 

IV. Мониторинг реализации государственной политики в интересах женщин

 

Оценка государственной политики в интересах женщин осуществляется по следующим показателям:

ожидаемая продолжительность жизни, в том числе по полу;

доля женщин среди лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование (по областям образования), в общей численности населения, имеющего высшее и среднее профессиональное образование (по областям образования);

доля женщин среди кандидатов и докторов наук по областям науки в общей численности кандидатов и докторов наук по областям науки;

доля женщин среди руководителей организаций различных форм собственности в общей численности руководителей организаций различных форм собственности;

доля женщин в законодательных и исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления в общей численности сотрудников законодательных и исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления;

доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы категории «руководители», в общей численности лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы категории «руководители»;

доля женщин в руководящих органах парламентских политических партий в общей численности сотрудников руководящих органов парламентских политических партий;

доля социально ориентированных некоммерческих организаций, возглавляемых женщинами, в общем количестве социально ориентированных некоммерческих организаций;

число женщин, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность;

соотношение заработной платы мужчин и женщин;

уровень безработицы, в том числе по полу;

среднее время поиска работы безработными, в том числе по полу;

доля женщин трудоспособного возраста, проживающих в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности, в общей численности населения, проживающего в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности;

доля женщин старше трудоспособного возраста, проживающих в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности, в общей численности населения, проживающего в домашних хозяйствах с доходами ниже границы бедности;

уровень занятости женщин, имеющих одного ребенка, 2 детей, 3 и более детей;

уровень занятости женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет и до 18 лет;

численность женщин, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

численность женщин, пострадавших при несчастных случаях на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом;

численность инвалидов, в том числе по полу;

коэффициент материнской смертности;

коэффициент младенческой смертности;

выявляемость злокачественных новообразований у женщин на I — II стадии;

число абортов на 1000 женщин в возрасте 15 — 49 лет;

количество преступлений против жизни и здоровья женщин;

число потерпевших (женщин) в результате преступлений против жизни и здоровья;

число женщин, получивших услуги в организациях социального обслуживания, в том числе подвергшихся преступным посягательствам;

количество организаций социального обслуживания, в том числе кризисных центров (отделений), оказывающих помощь женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пострадавшим от семейного, психофизического насилия;

число выявленных женщин, совершивших преступления;

число женщин, осужденных за совершенные преступления.

Перечень индикаторов государственной политики по улучшению положения женщин может уточняться по результатам мониторинга реализации Стратегии.

Ожидаемыми результатами реализации Стратегии являются:

повышение ожидаемой продолжительности жизни женщин;

снижение материнской смертности;

снижение дифференциации заработной платы мужчин и женщин;

увеличение доли женщин среди руководителей всех уровней в учреждениях производственной сферы, бизнеса и в государственном секторе;

снижение количества преступлений, совершенных против жизни и здоровья женщин.

 

V.Этапы и основные механизмы реализации Стратегии

 

Реализация Стратегии будет осуществляться в 2 этапа:

На I этапе (2023 — 2026 годы) планируется обеспечить:

формирование планов мероприятий по реализации этапов Стратегии;

работу по совершенствованию законодательства Российской Федерации с учетом общепризнанных норм международного права, направленных на достижение фактического равноправия мужчин и женщин;

решение задач Стратегии в рамках национальных и федеральных проектов, государственных программ и документов стратегического планирования на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований;

координацию и взаимодействие Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по реализации Стратегии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, деловым сообществом, некоммерческими организациями, научными и другими организациями при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией Стратегии;

организацию деятельности региональных советов по реализации Стратегии;

формирование органами государственной власти субъектов Российской Федерации региональных планов, направленных на улучшение положения женщин, с учетом особенностей региона;

привлечение институтов гражданского общества, включая деловое сообщество, и некоммерческих организаций.

На II этапе (2027 — 2030 годы) в результате реализации Стратегии должна быть сформирована система мер, направленная на обеспечение реализации принципа равных прав и свобод мужчины и женщины и создания равных возможностей для их реализации женщинами во всех сферах жизни, на повышение экономической независимости, политической активности, расширение возможностей самореализации женщин, а также на преодоление стереотипных представлений о социальных ролях мужчины и женщины.