Спецтакси для випов: аварии, нарушения и спасение

Когда не хочется стоять в пробках, можно воспользоваться услугой VIP-такси. Но законно ли это? Сомнительно. Впрочем, это не мешает некоторым заниматься весьма прибыльным бизнесом.

В интернете на этой неделе появилась новость о том, что в Москве якобы видели нелегальное спецтакси для VIP-клиентов. Это транспорт с символикой скорой помощи или МЧС и с мигалкой на крыше, который способен доставить богатого клиента в любую точку с комфортом и без пробок. Наши журналисты и коллеги из программы "Расследование Эдуарда Петрова" не раз рассказывали об этой проблеме. Благодаря усилиям репортеров и трагически погибшего главы МЧС Евгения Зиничева был подписан указ о запрете использования световых и звуковых сигналов на транспорте, не входящем в систему МЧС. Но, похоже, для некоторых людей жажда наживы оказалась сильнее закона.

Центр Москвы, недалеко от метро "Динамо". Старенькая "Нива" с символикой МЧС на кузове в качестве экспоната по вызову. Пожарная машина прибыла не на пожар, а для фотосессии. В рамках журналистского эксперимента мы решили выяснить, неужели и правда спецтранспорт, словно такси, можно вызвать для любых нужд? В роли модели согласилась выступить наша коллега, корреспондент Александра Мостовая. Водитель, одетый по гражданке, потребовал предоплату — 25 тысяч рублей за пять часов съемки, хотя мы изначально говорили, что уложимся за час.

К истории со скандальной фотосъемкой мы еще вернемся, а пока расскажем о компании, в которой трудятся эти спасатели по вызову. Судя по сайту, это сотрудники-многостаночники. В их силах и полевую кухню разбить, и на корпоративах подежурить. Есть и еще пара любопытных услуг — сдача в аренду спецтранспорта с водителем якобы для использования машины во время ЧС и те самые съемки на фоне пожарного авто. Цена — четыре с половиной тысячи рублей в час. Ниже примечание, что минимальная оплата — от пяти часов. Бизнес и никакого спасения! По некоторым данным, в эту цену порой могут входить даже услуги VIP-такси — c мигалкой и без пробок. Эту информацию мы решили проверить у водителя, прибывшего по вызову для фотосъемки.

— Прокатить можете до аэропорта?

— Не могу!

После этого вопроса наш пожарный рулевой включил заднюю. В итоге ни съемок, ни фотосессии, ни интервью. Так работают псевдоспасатели.

Компания, которая предлагает фотосессию на фоне пожарных машин, зарегистрирована в центре Москвы среди дорогих бутиков. Но, видимо, это юридический адрес. Ни спасательной техники, ни самих спасателей здесь нет.

Мы нашли еще одну компанию, логотип и название которой использовался на сайте. Это аварийно-спасательная служба "Техноспас" на востоке Москвы. Во дворе несколько пожарных машин, работают спасатели. Заходим в здание.

— Вы сдаете машины в аренду?

— В аренду мы ничего не сдаем.

— А услуги такси?

— В смысле? Какое такси? Вы что?

При выключенной камере сотрудники признались, что под их логотипом ранее уже работали некие аферисты, не имеющие отношения к спасению людей. Якобы подобные компании действуют по принципу агентств, устраивающих праздники и корпоративы. Такому странному сочетанию удивились даже опытные пиарщики.

"Служба спасения и event-агентство не могут быть два в одном. Ребята, вы определитесь — вы или жизнь спасаете, или выполняете роль массовиков-затейников. Но тогда event-агентство спасателей так называемых — это то же самое, что свадебное агентство. Деньги там крутятся огромные — миллионы рублей, особенно в сезон. Поимели бы совесть", — прокомментировал пиар-технолог Александр Андрианов.

Частные компании наделяют спасательной миссией региональные чиновники. Предпринимателям нужно пройти аттестацию в МЧС, нанести на автомобили оранжево-синюю полосу и поставить проблесковый маячок. За последние годы в России появилось несколько тысяч подобных фирм. Это и юридические лица, и не юридические, организации разной правовой формы и собственности.

Немного творчества, усилий, времени и обычная машина превращается в так называемую реплику — с виду точную копию автомобиля спасателей. К соответствующей расцветке можно добавить мигалку и делать на этом деньги. От обычной фотосессии на фоне такой машины до услуг скоростного VIP-такси, как говорят эксперты, всего ничего. Вопрос лишь в деньгах и в статусе клиента, которого легко могут доставить из точки А в точку Б.

Специализированные автомобили пользуются преимуществом — им уступают дорогу, их уважают, ведь такой транспорт выезжает на место происшествия. Но нередко мигалки и наклейки используются в других, корыстных целях. Об этом не раз рассказывали наши коллеги из программы "Расследование Эдуарда Петрова". Журналисты вместе с инспекторами ГИБДД участвовали в рейдах на столичных дорогах.

Другой статусный автомобиль в цветах МЧС инспекторы остановили тоже в центре Москвы. В салоне находился молодой хоккеист. Судя по всему, сын очень уважаемых родителей.

— Куда вы едете на спецавтомобиле?

— Мне папа предоставил машину.

— Папа кто у вас?

— Я не буду отвечать на этот вопрос.

— Вы едете из школы?

— Не из школы.

— А сколько вам лет?

— 17.

 

А на этом любительском видео водитель Toyota Land Cruiser с глухой тонировкой и с символикой МЧС мчит на красный свет и словно не замечает пешеходного перехода. Такие автомобили нередко становились причиной дорожных аварий. Одна из них произошла в центре Москвы. Эксперты говорят о грубейших нарушениях как с правовой, так и с морально-этической точки зрения.

"Рожает женщина, муж везет ее в больницу. Он не успевает вызвать скорую помощь — она может ехать долго. У нее начинаются схватки, она корячится бедная в машине, и его никто не пропускает, у него нет спецсигналов, у него нет маячков, он не может кричать в громкоговоритель: "Пропустите, жена рожает". А едет какой-то важный дядя или тетя, которые, видите ли, куда-то опаздывают или не хотят стоять в пробке. У них там комфортные условия — чашечка кофе и удобный диванчик, например. Я не думаю, что какой-нибудь VIP-клиент поедет в автомобиле, предназначенном для чрезвычайных ситуаций", — отметила почетный адвокат России, доктор юридических наук Людмила Айвар.

После серии журналистских расследований наших коллег на проблему обратили внимание в МЧС. Трагически погибший глава ведомства Евгений Зиничев стал инициатором нового закона, который урегулировал раздачу спасательной символики и спецсигналов и запретил использовать их на машинах, не имеющих отношения к МЧС. В январе 2019-го президент подписал соответствующий указ. Раскрашенных авто на дорогах заметно поубавилось, но сейчас будто кто-то вновь включил для них зеленый свет. На улицах Москвы снова появились дорогие машины с символикой спасателей. Неужели опять такси?

"Это осуществляется на основе взаимного доверия. Это, как правило, люди, которые такие услуги друг другу рекламируют и советуют по личному знакомству. Здесь, совершенно очевидно, нужно серьезно наводить порядок и довольно частым гребнем пройтись по организациям, которые подобные услуги оказывают. Если выясняется, что машина движется по маршруту из центра города в аэропорт в основном, то встает вопрос, а что же за спасательные работы в таком случае проводятся, кого спасают и от чего?", — прокомментировал с 1999 по 2014 гг. сотрудник Управления ФСБ России по Москве Александр Беляев.

Очевидно, что ситуация вновь требует пристального внимания. Ведь очень странно, когда, например, пожарная машина спешит не для того, чтобы выполнить долг и спасти из огня простого человека, а для того, чтобы выполнить заказ и ублажить очередного VIP-клиента.